Все статьи





Мебель как зеркало мироощущения

Мебель - не просто совокупность предметов, предназначенных для потребностей быта и оформления интерьера помещения, не только атрибут садов, парков и улиц. Это отношение к себе и окружающему миру, стиль, эпоха, философия, здоровье и комфорт. История развития мебели тесно связана с эволюцией художественных стилей.

До настоящего времени сохранились сундуки, складные табуреты, троны с прямой спинкой и четырехугольным, слегка прогнутым сиденьем, которыми пользовались фараоны Древнего Египта. Такую мебель часто обогащали скульптурными формами - звериными лапами и утиными головами. В отделке широко применяли ажурные рельефные вставки в виде символических изображений животных, солнечного диска, фараона, золотые накладки, инкрустации из слоновой кости, стекла, камня. В этом человек наглядно проявлял отношение к себе самому как к великому, близкому к божеству, существу.

Об основных типах мебели, принадлежащей большей части населения Древней Греции, можно судить по скульптурным изображениям и вазописи.

Это сундуки, табуреты на четырех ножках или на икс-образной опоре, стулья с гнутыми ножками, повседневные и церемониальные; ложа на высоких опорах с прогнутой спинкой в изголовье; столы, нередко низкие, так как обычай обязывал возлежать при трапезе и письме. Их изготавливали главным образом из дерева, иногда из бронзы. Мебель Древнего Рима напоминала древнегреческую, но были выработаны и собственные образцы, например ложе с продольной спинкой (прототип современной софы).

Мебельное искусство Европы Средних веков почти не унаследовало античных традиций. В раннее Средневековье были распространены сундуки и табуреты, представляющие собой обрубки стволов деревьев, а также столы в виде лежащих на козлах досок, довольно высокие, так как в те времена за трапезой или письмом было принято сидеть.

В готический период с изобретением заново двуручной пилы, с помощью которой можно было получать тонкие доски, стали делать более легкую и прочную мебель. Напряженно вытянутую вверх, ее заполняли ажурной резьбой, растительными и геометрическими узорами, фигурными изображениями.

О типах средневековой мебели Восточной Европы можно судить главным образом по изображениям на иконах, фресках, миниатюрах. Предметами жилой обстановки служили деревянные стационарные лавки, которые обычно устанавливали вдоль стен помещения, и подвижные скамьи, нередко с перекидной спинкой, предназначенные не только для сидения, но и для сна, а также прямоугольные столы на четырех опорах, табуреты, сундуки. Они, как и многие западноевропейские образцы романской эпохи, простые и рациональные, украшали народный быт до недавнего времени.

Большинство народностей Азии традиционно использовали вместо мебели ковры, стенные ниши, циновки, однако в обстановке жилищ присутствовали и напоминающие европейские столы, этажерки-буфеты, шкафы-сундуки и т.д. Им нередко были свойственны горизонтальная вытянутость объемов, плавная изогнутость линий, мелкий растительный орнамент.

В Западной Европе, в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), совершенствование условий жизни и тяга к комфорту обусловили дальнейшее развитие типов мебели. Вошли в обиход двухъ-ярусные шкафы, кабинеты (ларцы с маленькими ящичками на подстолье) для хранения документов и драгоценностей, кровати рамной конструкции под балдахином, сундуки со спинкой и локотниками, кресла, обитые тканью или кожей. В XVII веке с расцветом барокко дворцовая мебель обретает живописную пластику форм, пронизанных динамикой криволинейных очертаний и беспокойной игрой светотени и порой буквально сливающихся с элементами оформления интерьера.

Во времена классицизма, во второй половине XVIII столетия, начали делать фанерованные кабинеты и двухстворчатые шкафы, в которых строгая торжественность прямоугольных форм сочеталась с сочностью декора барокко (букеты, растительные узоры). Выполненный в технике инкрустации (деревом различных пород, перламутром, черепахой, золочеными металлами), он плотно покрывал поверхность изделия, вписываясь при этом в рамки прямоугольных очертаний.

В качестве отделки тронообразных кресел с прямой высокой спинкой и мягких дамских табуретов, которые были сделаны с учетом пышности наряда, применяли шпалеры, золоченые по левкасу. С расцветом стиля рококо во второй четверти XVIII века на смену строгой классической монументальности приходят интимность и прихотливая динамичность. Излюбленные типы мебели этого периода - комоды с как бы вздутыми к центру формами, бюро (письменный стол с футляром), софы. Наряду со стационарной мебелью, расставленной вдоль стен, начали вводить многочисленные типы легкой, свободно перемещаемой мебели небольших размеров: стулья, кресла со спинками, словно облегающими тело, банкетки. Все они, обитые единой тканью, вместе с софой образовывали гарнитуры. Для ее изготовления нередко использовали карельскую березу, которая отличается "муаровым" рисунком текстуры; в отделке - золоченое резное дерево, заменявшее бронзу. В тридцатые-пятидесятые годы XX века в СССР стиль был модифицирован в "сталинский ампир". С зарождением стиля модерн (конец XIX - начало XX веков), стремившегося к единству художественного решения бытовой среды, в мебели появляются новые конструктивные формы, а в ее украшении - инкрустации из стекла и металла. В целом она становится менее громоздкой. Входят в обиход стенные шкафы и ниши. В разработке образцов советской мебели двадцатых-тридцатых годов с учетом русских классических традиций, предназначенной для жилых домов и общественных зданий новых типов (дворцов культуры, рабочих клубов), принимали участие архитекторы А.В. Щусев, И.А. Фомин и другие. В то же время получила развитие концепция школы во главе с А.М. Радченко, Л.М. Лисицким и В.Е. Татлиным, которые, опираясь на эстетику конструктивизма, предприняли попытку создать функционально целесообразную встроенную и трансформируемую мебель промышленного изготовления.

Во второй половине XX столетия в странах Западной Европы, Америки, СССР, а затем и в СНГ ведущим в производстве мебели становится принцип функционализма. Широкое распространение получает сборно-разборная мебель с использованием древесностружечных и древесноволокнистых плит, пластмассы и других материалов. В последнее время наряду с образцами упрощенных форм снова начинают пользоваться спросом ретроспективные модели.

Сегодня можно удовлетворить практически все, даже самые смелые, фантазии. С утверждением в странах Европы в первой четверти XIX века стиля ампир мебель, нередко копирующая древнеегипетские, римские и греческие формы, обретала нарочито статичную монументальность и была декорирована крупной рельефной бронзой с мотивами древнеримского и древнеегипетского искусства. В России лучшие образцы дворцовой и усадебной мебели в стиле ампир были созданы по проектам архитекторов А.Н. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова. Сдерживающим фактором здесь могут стать только материальные возможности. Привлекают внимание романтические гарнитуры и отдельные предметы из цельного красного дерева, карельской березы и ореха. Подлинники предшествующих эпох можно найти в антикварных салонах. Потребители с более скромным достатком могут заказать мебель, имитирующую любую эпоху, любой стиль, у современных мастеров-виртуозов или приобрести удобную и доступную по цене меблировку из Италии, Германии, Чехии. В последние годы экологически чистую, качественную и недорогую мебель выпускают украинские производители. Современные мебельные салоны предоставляют покупателю возможность не только выбрать предметы интерьера - специалисты расставят их в квартире таким образом, чтобы уютная домашняя обстановка помогла забыть любые неурядицы. Ведь мебель - не просто отражение вкуса своего владельца, но и надежный друг.

Сергей Наумов